Консультации

Консультация
«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека; осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. 
      В более широком понимании осанка - это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. 

      Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
      На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ноги. 
      Нормальная осанка дошкольника: грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ:
- cутуловатость:
- круглая спина:
- кругловогнутая спина:
- плоская спина:
- плосковогнутая спина:
- сколиотическая осанка: такое нарушение осанки трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза. Главное отличие сколиотической болезни от просто нарушений осанки - скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Из-за этого при наклоне вперед ребра на выпуклой стороне сколиотического изгиба позвоночника выпячиваются назад.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
      •сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине
•правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость)
•организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.)
•постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание
•отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.)
•контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.
•плавание
•большое значение имеет полноценное питание с достаточным содержанием полноценных веществ – белков, витаминов, минеральных веществ
•мебель должна соответствовать росту ребенка
•уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы
•закаливание (при отсутствии противопоказаний) - холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц


-----------

-----------
-----------
Консультация
«КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ»
С помощью утренней гимнастики малыш быстро стряхнёт с себя остатки сна и включится в дневной ритм. Старайтесь как можно раньше воспитать у ребёнка привычку делать каждый день гимнастику.
Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом ребёнка: в 3 года время выполнения всего 5 минут, а в 6 лет – уже 10 – 12 минут. Постепенно увеличивается количество упражнений (с 4 до 6), число их повторений (с 5 до 8), продолжительность бега и подскоков (С 10 – 15 до 30 – 40 секунд на каждое упражнение).
     Используйте во время зарядки хорошо знакомые упражнения. Желательно каждые 10 дней заменять 1 – 2 упражнения, чтобы поддерживать у ребёнка интерес к выполнению зарядки. Обращайте внимание на последовательность упражнений: сначала  2 вводных упражнения (потягивание, ходьба, бег), затем – упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног, опять ходьба и бег.
 Если ребёнок отказывается заниматься, обязательно  выясните для себя причину и попытайтесь её устранить  (например, полный – трудно двигаться, несистематические занятия и т.д.). Не забывайте перед занятием проветрить комнату и убрать из неё все предметы, которые мешают или могут разбиться. Чем младше ребёнок, тем больше используйте игру во время зарядки. Это могут быть весёлые названия упражнений, например, «самолётик», «ветерок», «неуклюжий медвежонок». Попробуйте весь комплекс гимнастики провести как сюжетную игру, например, «Учим зайку упражнениям». Для разучивания новых игр и упражнений используйте дообеденное время или же время после дневного сна.
Приобретите для занятий спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч. Одежда ребёнка для зарядки не должна затруднять движений.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
Ребёнка надо учить правильно дышать. Следить за  дыханием  малыша во время гимнастики. Ребёнок с удовольствием занимается гимнастикой вместе со взрослым. Обязательно контролируйте безопасность ребёнка, но старайтесь не подавлять его активность. Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными прошлыми результатами. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ
 Раздражаться, если ребёнок неправильно выполняет упражнения.
Заниматься не систематически.
Посмеиваться над неумелостью ребёнка.
 Надевать на ребёнка тёплую одежду.
Проводить зарядку в плохом настроении.

 Надевать на ребёнка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.



-----------
------------
-------------

Консультация
«Гибкость – физическое качество долголетия и здоровья»
      От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?
     Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений.
      Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12–15 лет.
      Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость – способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т.п.).
Активная гибкость – способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц.
      Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку.
      Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперед, в стороны, упражнения с помощью партнера и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнером. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т.д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.
Примерный набор упражнений для развития гибкости
      Для развития рук и плеч:
1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперед, влево, вправо, поворачивая ладони вперед.
2. Наклоны вперед, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваться максимального отведения рук.
3. В упоре лежа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.
Для мышц туловища:
1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге.
2. Наклоны вперед, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперед, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног.
3. Лежа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.
      Для мышц ног:
1. Стоя на левой, подтянуть руками согнутую правую ногу к груди. Затем сменить ноги.
2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть ее назад. Затем сменить ноги.
3. Махи вперед, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8–16 раз, а весь комплекс – 2–3 раза с отдыхом до 1 мин.

 -----------
-----------
------------

Консультация
«Закаливание – метод оздоровления»
      С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.
      Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии – правильном закаливании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи.
      При проведении солнечных ванн надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2–2,5 часа после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5–6 мин., затем допустимо прибавлять с каждым днем 3–4 мин., доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн – 9.00–12.00 в южных районах России и 10.00–13.00 – в средней полосе.
      Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например, во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16–18°С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1–1,5 часа после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва.
      Вода – прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании она оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервные окончания вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.
      Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям.
      Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты.      Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5–8 мин.
      Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания – обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно.
      Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2–3 мин. в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно.
      Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде – до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4–5 час.


Комментариев нет:

Отправить комментарий